Оцените отзыв
«Он очень дорог мне. Именно поэтому я и хочу понять.»
Произведение, которому вот уж не
один десяток лет, будучи произведением широко известным, не мудрено, что
оказалось столь способным разбросать людей во мнениях. Одни раздражённо
вздыхают: «Когда оно кончится?», другие алкают с жадностью каждую новую главу, стойко
ожидая её несколько месяцев кряду. Кто-то видит одно, размашисто атакуя
произведение топором, кто-то видит иное, вкапываясь увлечённо в детали.
Однако, как бы ни принижали эту мангу за штампы, за спорность содержимого, не оставляет людей она равнодушной. Ведь смешала довольно знакомые «ингредиенты» и роли в ней мангака довольно любопытным образом, создав ядрёную смесь из совместимости вроде как несовместимого. Но об этом подробнее ниже.
Чем интересен «Тиран», как по мне,
так это формой подачи. Удивительно, но за всей этой грубостью и комедией,
движение сюжета, перестраивание персонажей, происходят здесь очень мягко и
плавно. И это одна из весомых причин, почему у этого произведения столько же
фанатов, сколько и недовольных. Произведение, как и главный герой здесь,
громогласны, но реальные, весомые действия, перемены, словно происходят за
сценой. В итоге часть людей, с нарастающим недоумением, продолжает следить за
яркой сценой, другая увлечённо вглядывается в тихую темень за её пределами.
В любом случае совет здесь довольно
прост. Думаю, вы знакомы с этим выражением: «Действия говорят краше слов».
Ничего не могу с собой поделать. Увлекают
меня герои, чьи чувства и сознание в большом таком рассинхроне. Интересную
асимметрию это рождает. Если и происходят изменения в
сознании, их едва можно уловить, переход сильно плавнее. Именно поэтому наблюдать
за Соичи в первую очередь следует через призму его поступков.
Да, можно сказать, что Соичи – типичный цундере. Но мне видится, что за грубым фасадом и комедией, с явным утрированием во множестве аспектов, довольно изящно подана его мягкая сторона натуры. Забота о семье, о Моринаге.
Соичи может быть слеп в восприятии
людей (как сказали бы в соционике: сухой логик до мозга костей – «Моринага рядом? Моринага здоров? Значит, всё нормально,
продолжаем.»), может быть ужасающе холоден,
груб.
Но вот мы смотрим на него и
понимаем, что этому непростому характеру, однако, присуще бескорыстие, за его
асоциальностью, тем не менее, прячется искренняя любовь к близким, за «боевым»
поведением лежит беспокойство о их благополучии (то как он это видит).
И не мудрено, в довольно юном возрасте он вкусил трагедию, потеряв мать и, приняв на себя роль старшего брата, за вечным и неизменным отсутствием отца в доме, надел на себя военный мундир, рьяно встав на их стражу. И, естественно, будучи комедией, мангака не могла не утрировать это, выкручивая краски на максимум.
Тот же его гнев против любовника братца. Вопли, с aвтoматoм в руках, готовность стать губернатором в Aмeрикe, только чтобы прикончить Курокаву.
Сыплем абсурдом, посыпаем.
Но что мы видим по факту?
Своими треволнениями он причинил вред своему брату? Нет, в предыстории он уехал, оставив его в покое, когда понял, что тот счастлив, а его действиями действительно никто не управлял. Что, в противовес первоначальному поведению Томоэ, решение быть с Курокавой ныне вызвано его искренним желанием остаться с ним.
«Ты путаешь дружбу с любовью. Я такую ошибку не совершу» – только и молвил Соичи напоследок. Впрочем, было очевидно, что сам он почему-то в смятении, о чём и подумал Томоэ.
Но ох уж эти коварные демоны, что пытаются похитить его братишку, у-ух.
Соичи продолжает ворчать, орать о неправильности происходящего, но он ни разу не повёл себя, как брат Моринаги в той же ситуации. Он никогда не отказывался от брата, не считал его ypодoм или бременем. Он искренне любит его. Как однажды сказал он Моринаге: «Даже если бы весь мир был против моего брата, я стоял бы за него до конца».
Сначала нас, словно «наждачкой», охаживают абсурдом и грубостью, а после, очень аккуратно, для многих и вовсе незаметно, открывают какие-то очень человечные, естественно воспринимаемые, черты личности героев.
Да. Любовь Соичи, как было сказано Моринагой, приходит с его железными кулаками (чувствуются здесь отголоски старой гротескной комедии, где коты бегают за мышами, грозясь сплющить добычу в ровную тарелочку).
Соичи невероятно груб, прямолинеен. Он ужасающе плох в понимании людей, но его забота о близких безусловна и искренна. Да, он невыносимо упрям, но сколько раз, снова и снова, он шёл против жизненных своих установок, заявлений, если это действительно было во благо того, о ком он заботится? Противопоставьте слова и реальные поступки.
Можно не понимать его как человека. Не принимать. Но Моринага любит его. Все мы разные и любим разное. Примите это уже наконец. Даже негативные черты, неприемлемые для других, могут нами быть любимы в равной степени, как и достоинства.
Подобное и делает картину объёмной. Ведь Моринага – человек, чьи родители видели в своём ребёнке лишь бремя, отказавшись не только защитить свое дитя, но практически отказавшись от него. Совершенно естественным образом выглядит то, что такой как он искал любви у холодного, отрешённого семпая (нехитрая психология), который, тем не менее, столь рьяно защищал своих родных.
Да, манга комедийная, но когда копаешь
вглубь, созерцаешь довольно неоднородную «фактуру». Ведь, по факту, на
школьника обрушилось целое общество, осуждая за гомосексуализм, обвиняя в
суициде возлюбленного, который, как оказалось, ещё и использовал его. Мало
того, что он виноват не был, сам был жертвой, так ещё и принял всё осуждение
общества, всю грязь на себя. И вместо поддержки и защиты, на него обрушились
родители, от него отвернулся брат, обвинив чуть ли не во всех грехах
человечества. Для ребёнка ситуация ужасная, тут и взрослый то мог не
справиться. Не удивительно, что ныне самооценка парня на корню задавлена.
То,
почему Моринага столь жадно продолжает просить о любви именно такого человека
как Соичи, явлено нам не без причины, как и его одержимое желание выслужиться,
быть полезным. Та самая, невидимая глазу, последовательная, правильная
проработка персонажа, даже если это комедия. Пусть небольшими штрихами это
очерчено, пусть даже многие читатели в итоге забывают эти факты, потому как
мангака намеренно гасит их комедией, не желая рушить общее позитивное
направление манги, всё это вкупе создаёт каркас, который ещё и правильно,
удачно оказался сложен. Банально, но огромный поток мангак даже элементарного
каркаса под персонажей не предоставляют, что уж говорить о том, что зачастую,
если он и есть, оказывается сложен неверно, а иногда и вовсе явно наобум.
Даже причины, почему такой как
Соичи, со своей собственной трагедией в детстве, братским комплексом, спускает и
прощает Моринаге столь многое, смягчаясь, поддаваясь ему – всё это интуитивно
становится ясно. В конце концов, «вшитые» в него стремления, защитнические
инстинкты – та самая лазейка к нему, к его сердцу.
Комедия в этом произведении многие моменты сглаживает, зачастую перетягивая в абсурдные утрирования, но по факту, под «покровом» постоянно играет на контрастах. Комичного и трагичного, громкого, тихого. Нечто схожее можно отметить в некоторых работах Ямады Юги. Считываясь на разных уровнях, оно определённым образом влияет на восприятие, создавая «вибрацию». И это тоже бессознательно увлекает.
Конечно, это далеко не уровень тяжёлой
гротескной комедии Асано Инио. Их даже просто рядом не поставить. Но нужны ли
миру одни лишь Асано Инио и сложносочинённые изысканные «блюда»? Иногда, ну так
вот, очередным вечерком после тяжёлых будней, хочется угоститься чем-нибудь
простым, чем-то, лично для тебя, очень вкусным. Даже в этой простоте, если она ещё
и составлена грамотно, можно найти свой комфорт, что-то тебе интересное. И ведь
не просто так, уж столько лет, немало людей находят желанное, наблюдая за жизнью
одного строптивого семпая и его кохая.
Отношения этих двоих непростые, а местами противоречивые. Но так уж выходит, что Соичи тоже очень привязан к Тецухиро. Да. После всего. Я знаю. Знаю, что ставят Тецухиро в вину. Вы бы не простили. И я вас понимаю. Но также я понимаю и Соичи. Да, вы бы не простили. Но вы – не Соичи. Как бы это ни виделось неправильным. Право прощения принадлежит лишь ему.
И ведь я действительно вижу: он любит Тецухиро. Даже будь это самый близкий друг, подставили бы вы тому свои губы и зaдницy (и это, на секунду, с теми установками, что были у Соичи), только чтобы он закончил магистратуру?
«Ты был тем, кто постоянно хотел сделать это. Но если бы я сам действительно этого не хотел, я убил бы тебя на месте, вместо того, чтобы заниматься этим.»
Тряслись бы вы над другом каждый раз, когда он состроит грустную мину? Ведь все эти моменты в манге, когда Соичи хвостиком следует за Моринагой всякий раз, стоит тому загрустить, чутко реагируя на него, несут в себе вполне определённый вес.
Планировали бы вы совместную жизнь вдвоём и в далёком будущем, зная, что это делает его счастливым? Да в целом, задумывались бы, способны ли сделать его счастливым? Если да, то, наверное, я не такой хороший друг как вы. Да и ревностью не страдала.
«Почему меня волнует то, что он общается с людьми, о которых я не знаю? Почему такую важную тему ты обсуждал с Ямагучи, а не со мной? С кем ты говорил по телефону? Кто этот человек, разговор с которым для тебя важнее помощи мне? Какие у вас отношения?»
Быть может, чувства Соичи были бы платоническими (такой он человек), не будь Моринага тем, кто он есть. Брат Соичи (также склонный к асексуальности) тоже сказал как-то, говоря о своём любовнике: «Меня бы устроил любой тип отношений, но Курокава не такой».
И Моринага не такой. Сколько раз он
пытался уйти от Соичи, сдавшись, понимая, какой тот человек? Однако же сам Соичи
не может его отпустить. И это было ещё до начала основной истории, когда
Моринага честно признался ему в чувствах, и зная, что для Соичи это
неприемлемо, принял твёрдое, осознанное решение уйти. То, к полному его
удивлению, вопли о шантаже (в предыстории он дал себя поцеловать, в основной
дошли до постели), то голодовка и полуобморок, когда понял, что в этот раз удобных
причин останавливать его нет. В итоге первое, кристально чистое осознание: он
совершенно искренне хочет, чтобы Моринага оставался именно рядом с ним, и никак
иначе. Университет и прочее – были ни при чём.
И столь ярко явленная нам тоска
Соичи по Тецухиро в последних главах, только вторит этим чувствам. Ведь даже
Исогаи смутился, глядя на опечаленного Соичи.
«Ты говорил о размерах наших чувств. Но как ты определил их? Я искренне просил тебя остаться со мной. Мне понадобилось для этого много решимости.»
Соичи и Тецухиро –
противоположности друг друга. Как было точно подмечено в одной из рецензий,
герои являют собою противостояние «плоти и духа», «земного и небесного».
Соичи не раз замечал это, говоря,
что мыслят они совершенно по-разному и это даётся ему тяжело. Но вот что
интересно. Это не было тем, что способствовало их отдалению, но, напротив, это
было тем, что они хотели преодолеть. И, мне кажется, нельзя обесценивать
чувства людей, даже если вы не способны их понять или принять. Несмотря на всю
их несхожесть, разность их мышления, несмотря на всё, что между ними было,
как-то так выходит, что они продолжают это движение друг к другу.
Их забота друг о друге растёт, отношения с каждым томом становятся надёжнее, крепче. Каждый том знаменует собою какой-то новый, пусть для кого-то и совсем маленький, шаг.
Да, они всё ещё остаются самими собой, безусловно, со всём ворохом своих особенностей, приятных и не очень. Соичи всё ещё груб, но теперь, каждый неровный вздох со стороны Моринаги, провоцирует его к подробным разъяснениям своих действий, попыткой успокоить тревоги, зная, как сильно тот неуверен в себе (Соичи говорил, что ему становится от этого больно). Даже окружение заметило, что Соичи стал значительно мягче и спокойнее.
Моринага, в свою очередь, сбавил напор и, за пределами своего «щенячьего» баловства, в его действиях ныне больше аккуратности и сопровождаются они зачастую тем самым: «семпай, можно?».
Мне очень нравятся контрасты, пронизывающие произведение и нравится то, куда, в конечном итоге, они ведут. Это степенное, планомерное движение в столь «громкой» истории из грубого, с жёстким налётом эгоизма, «хочу» героев, в совершенно здоровое «люблю».
«Получается, всё, о чём я переживал всё это время, были мои собственные чувства… Я даже не обратил внимание на состояние семпая. Я был не в состоянии даже просто понять его. Семпаю было так тяжело… Мне… нужно заботиться о нём»
«Отныне, в первую очередь, я хочу думать о ваших чувствах, семпай.»
-
«Моринага… Что мне делать? Я не хочу заставлять тебя делать такое лицо... Словно… ты хочешь плакать, но всё равно улыбаешься. И мне… это не нравится. Когда ты такой… мне становится грустно.»
«Обычно семпай подумал бы, что такие вещи жутко обременительны. Но вместо этого он обдумывал, что нужно сказать. Чтобы не было никакого недопонимания. Он думал, как сказать об этом так, чтобы не сделать мне больно».
-
«Раньше он не стал бы, как сейчас, объяснять, почему поступил
именно так. Семпай пытается измениться… И мне тоже нужно измениться…»
Их чуткость, внимательность друг к другу растёт, даже с учётом их непростого характера, за пределы которого те и пытаются ныне вылезти ради комфорта партнёра. Маленькими шагами, но они проходят этот путь. Эта пара, со всеми своими странностями, самой их несхожестью, как-то уж точно складывается друг с другом. Точно резьба у двух совершенно разных кусочков мозаики, соединяясь, образует цельный узор. И именно это мне кажется наиболее красивым аспектом этой манги.
Люблю это произведение. Ничего не могу с собой поделать, люблю. Перечитываю, когда очень тяжело, когда плохо. И я знаю, что мне станет чуточку легче.
Конечно, кто-то жалуется на продолжительность манги, скорость движения сюжета. Но ведь люди забывают, что основная история закончилась ещё тогда, в 8 томе. Всё, что теперь пишет мангака – пишется исключительно для её фанатов и лишь в свободное время.
Так или иначе герои уже намерены быть вместе, оба стремятся заботиться друг о друге. Признания придут и мне не столь важно когда. Ныне Таканага Хинако просто неспешно раскрывает их жизнь.
И этот формат имеет право на существование.
Для меня каждая новая глава желанна, я вижу все эти, со стороны незначительные, изменения в героях. Вижу и на душе становится как-то теплее. Разве это плохо?
Всегда можно найти что-то своё и вовсе не обязательно понимать вкусы, чаяния, желания других людей.
Ведь если, спустя столько лет, так много людей возвращаются к «Тирану», значит, у них есть на это причины. Я думаю, это неплохо, если в мире для кого-то найдётся хоть чуточку больше радости. В том мраке, в котором многим из нас приходится жить, и такая малость может быть весомой.Дата публикации: 08.05.21