Оцените отзыв
Грешна. Люблю БЛ с тегом «офисные работники». Кого тут только не пробегало: властные начальники и нежные укешки – подчиненные, добрые начальники и напористые молодые семе-подчиненные, обжималки по углам, хранение секретов и облико морале в перемешку с аморале на работе. А тут вдруг открыла мангу в знакомом сеттинге, где ничего особенного не предполагалось, ну, так, набор милых штампов, и меня она вдруг поразила до глубины души. Автор - Саган Саган, на ее счету это всего лишь вторая работа. Называется «Старомодный кекс».
Мне кажется, что самое главное в этой манге, то, на что прежде всего хочется обратить внимание, это рисовка. Манга – художественное произведение, где история рассказывается через картинки и реплики персонажей, и в «Старомодном кексе» рассказ через изобразительные средства ведется на очень высоком уровне. Изобразительный ряд наполнен значимыми деталями, раскрывающими и дополняющими историю. Это не просто упрощенные фотографии мест или вообще штампованные фоны, о нет. Каждая деталь на своем месте, каждой детали отдано должное внимание. Например, великолепные картинки большого города. Слепящие фары машин. Безликие пешеходы под зонтами. Хорошо знакомые токийские электрички и платформы. Домишки. Парки. Ресторанчики. Огни реклам. Мне очень интересно читать эту мангу потому, что повседневность в ней нарисована честно и нисколько не приукрашенно, все это я не раз видела в живую, и потому с удовольствием хожу по страницам вместе с героями, узнавая и кивая головой. Обычный Токио. Живой и настоящий.
Мое восхищение рисовкой распространяется и на рисовку людей. В офисе есть толстяк, один из начальников лыс, девушки разнообразны, даже если безлики. Очень интересно прорисованы главные герои. Они почти без условностей, хорошо анатомически сложены, а когда автор демонстрирует детали – руки, например, изумительные пальцы, или босые ноги – потрясающе залипательно. А на одной странице моим героем стал тапочек. Он свалился с ноги. Это было так трогательно! Так очевидно и просто передана милая поспешность главного героя. Ну и «бегу, аж тапочки теряю» тоже на ум пришло.
Итак, в манге с высокой художественной точностью нарисована повседневность, внутри которой как белки в колесе крутятся главные герои. Они работают в крупной компании, отдел продаж. О том, что компания крупная и весьма продвинутая, говорит не только офисный интерьер, но и глава департамента – женщина. Причем с длинными волосами. Я смотрю и думаю: ага! Как интересно, это новые социальные реалии! Да и в целом очень много деталей офисной жизни. Такое впечатление, что я на экскурсии в какой-то из компаний. Большое рабочее пространство, стол босса в торце двух рядов столов подчиненных. Кухня в закутке. Залы для переговоров. Вечерние походы в бары, попойки, гоконы, переговоры с клиентами, субординация начальник-подчиненный. И судя по отдельным репликам, у них там стандартная японская система карьеры по выслуге лет, то есть чем дольше ты работаешь, тем более высокий пост занимаешь. Интересный такой сеттинг: стандартная крупная процветающая компания.
Главный герой в этом сеттинге – 39 летний начальник отдела. Босс. Казалось бы, начальник отдела, всего-то, но это вполне достойная должность в крупной компании. Он ее добился тяжким трудом (в одной из реплик он говорит, что в первые годы тратил зарплату на то, чтобы шикарно выглядеть, как должен выглядеть продажник, а ел растворимую лапшу). Мы видим Нодзуэ-сана человеком, погруженный в свою работу. Он не просто карьерист, он выполняет свою работу на высоте, его уважают за рабочие заслуги, но за пределами работы – зажатый, растерянный, потерявшийся человек. В первых главах он просто алкоголик. Почти каждый день заливающийся до беспамятства на корпоративных попойках. Какой-то даже отталкивающий. Ну, да, ну да, пожалейте бедного заработавшегося мужчинку. Он нарисован заведомо сладеньким. Длинные реснички, пушистые длинные волосы. При этом сам он себя считает ни на что не годным старикашкой. Это в 40? Видимо, автор пытается показать выгорание. Что ж, вполне возможно. Повторюсь, в начале это довольно мерзкий тип. Я попыталась понять, что же в нем хорошего, начала за ним наблюдать и пока что у меня больше вопросов, как именно он дошел до жизни такой. А ответов пока нет, потому что переведен на момент написания рецензии только первый том и пара глав второго тома. Откуда офисного труженика частный дом с садом? Дом, в котором он живет абсолютно один. А еще он спец по уборке и готовке. Откуда у него множество книг с рецептами? Как он жил до? Он же ухаживал за садом. Почему он в компании? Почему он один? Почему у него нет ничего кроме работы? И я понимаю, что он категорически боится ее потерять – это потеря вложенной в карьеру жизни, потеря дохода, потеря средств на содержание того же дома. Пока что мне непонятно, как мангака это разрулит.
Второй главный герой – 29 летний Тагава. Подчиненный Нодзуэ, гей, немного бука, но напористый и целеустремленный. Он тоже очень типичный. Холостяк, небольшая квартирка в дешевом двухэтажном домике, не умеет готовить, зато занимается спортом и даже ходит в зал боевых единоборств (забыла, что у него там, карате, дзюдо).
И тут начинается вот что. Через взаимодействие двух главных героев автор манги начинает показывать срез современной социальной жизни Японии. И именно это поражает и захватывает.
В первом томе история сосредоточена на противоречии между стереотипами и реальными людьми. Мужчина и женщина. Молодой мужчина, старый мужчина. Как общество навязывает нам стереотипы? Мужчина должен любить мясо и пиво, не любить сладкое. А если он – мужчина средних лет, мечтающий сходить в красивое кафе и съесть чудесный десерт? А там только девушки. И вот эта попытка слома гендерного шаблона как завязка истории– она сначала вовсе даже не о геях. Она об усталых мужчинах, которым хочется делать то, что им нравится, а не то, что по мнению окружающих они должны делать. И помогая старшему, глубоко уважаемому своему начальнику найти дорогу собственному я, сломить барьер из шаблонных привычек, поесть вкусное, поболтать «как девченки», научиться позабытым в круговороте дел мелочам, Тагава проявляет себя очень зрелой личностью. Несмотря на то, что он моложе, он лучше разбирается в себе, он готов ради значимого для него человека действовать, помогать, находить слова поддержки и делами доказывать свою точку зрения. Мне было интересно смотреть на то, как выглядит «женское» с точки зрения мужчин. Это было даже интереснее, чем наблюдать их любовную линию. А она очень нежная и щемяще трогательная.
А вот второй том – там началась социальная драма. И я, прочитав вторую главу второго тома, пишу эту длинную занудную рецензию чтобы выразить свое восхищение. Качели от идеального почти семейного счастья до осознания по какой же тонкой грани над пропастью они несут свою любовь – и все это несколькими репликами и великолепной рисовкой! Я в полном восторге. И я не понимаю, как они разрулят. И это сладкое чувство, когда ты переживаешь над хорошей книгой… Я бы хотела поделиться этим чувством со всеми. Хотите настоящую Японию? Настоящие сильные чувства. Настоящую любовь. Нарисованную мастером. Переведенную великолепным переводчиком? Сюда. Читать. Может быть, еще и дораму по этому произведению посмотреть, вроде бы она тоже переведена.
Дата публикации: 15.08.23