Знаете, какие мысли периодически посещают мою больную голову? Я думаю о преступниках и душевнобольных людях. О том, являются ли они этакими неандертальцами; хищниками, которые убивают, калечат себе подобных? Или же они являются жертвами социума, неизбежным "мусором" цивилизации, которая закрывает глаза на проблемы детей и воспитания, в результате которых вырастают монстры?
"Убить сталкера" - это произведение того же жанра, что и "Декстер", "Ганнибал", "Американский психопат", "Парфюмер". Это история, в которой читатель так или иначе начинает сочувствовать преступнику, анти-герою, несмотря на его ужасные поступки, убийства...
Безусловно, как жалуются многие отзывы, нельзя романтизировать О Сану, отдавая себе отчет, что красивая рисовка и внешний лоск персонажа - это художественные средства, целью которых является скорее раскрыть такие странные чувства Бума.
Можно ли сочувствовать убийце? Можно ли влюбиться в маньяка? Почитайте про личную жизнь Сергея Ткача, убийцу, педофила и насильника. Одна 26-летняя россиянка влюбилась в его личность и забеременела на втором свидании в тюрьме.
Я это пишу не для того, чтобы давать оценку чьим-то действиям, а к тому, что жизнь не так далека от истории, которую описывает нам данное произведение. И от того, что мы, простые обыватели, не соприкасаемся с другой стороной этого мира, та сторона не перестанет существовать.
Разговоры о том, что история ужасна, абсолютно объективны. Но от этого история не теряет художественной ценности.
В первую очередь, как я уже сказала, манхва ставит нас на место преступника, мы узнаем его историю и проникаемся чувствами Бума. Это романтические чувства, которые начинаются как обожание "идола", типичного красавчика, да еще и того, кто помог ему в прошлом! Но затем чувства Бума трансформируются.
В ответ на вопрос, почему Бум остается с Сану, я скажу, что настоящий Сану гораздо ближе Буму. Он видит, насколько они похожи и влюбляется уже в эту "настоящность". А помноженное на стокгольмский синдром, это дает взрывную смесь.
Что дает это читателю? Читатель проникается героями иначе, скорее как присяжный на суде, который узнает историю преступления. Мы узнаем прошлое Сану и видим, что не только он виноват в том, кем он стал.
Вторым моментом, который ставит эту мангу вне жанров, является жанр ужасов. Сам эффект сцен с порезами леденит душу. Вновь наблюдая хладнокровные убийства Сану, мы забываем о том, что за история была у него в прошлом, забываем все сцены, которыми дорожит Бум. Это уже неважно.
Ну и, наконец, я считаю, что главной "скрытой темой" является настоящая психология Сану. Никто, даже Бум, не знает, что творилось в его голове. Но мы видим намеки на явный конфликт, который так или иначе происходит у всех преступников. Изменения в личности после убийства не остановить, как бы человек ни пытался, а вернуть свою психику обратно, в состояние до преступления, практически невозможно.
А уж Сану тем более, он скован осознанием очевидности страшного наказания суда, что делает невозможным его раскаяние.
"Тварь ли я
дрожащая или право имею…"
Для Сану нет возможности измениться, потому что, вероятно, в отличие от того же Раскольникова, у него нет путеводных нитей. У Раскольникова это были и сердобольная любящая Соня, и хитрый, но всё же снисходительный Порфирий Петрович, а также семья. Всё окружение Сану - общество, полиция наполнены ненавистью и гнетом, что видно в конце манхвы, а отсутствие семьи подчеркивает, насколько он потерян для нормальной жизни. Бум же является простачком, который так же потерянный для жизни персонаж.
Сану имеет человеческие чувства и остается не хищником, а человеком уже потому, что сам знает, что он совершил преступление. Именно в последней арке, где из-за страха быть пойманным он срывается, становится очевидно, что он "тварь дрожащая".
За то, что сделали герои, многие страны назначили бы смертную казнь. Да-да, как мы избавляемся от мусора, общество избавляется от ошибок природы и социума.
В поведении полиции мы видим как хорошее, так и плохое. Сану ненавидит полицию за то, что по сути им плевать, ведь они ничего не сделали тогда, когда могли помочь ему.
Лично для меня последняя глава этого произведения - шедевр. Даже ненавидя Сану, нельзя отрицать, что отношения с Бумом были больше, чем просто отношения маньяка и жертвы. Это была попытка выбраться из ада. Но, что подтверждает автор, прошлое повторяет себя. Хищник, загнанный в рамки своих страхов, осознания своего преступления и раздвоения личности, он не в силах остановиться.
А размышления Бума и его осознание в конце - это смесь противоречивых чувств, в которых всё равно есть что-то хорошее. Наверное, так чувствуешь всегда, осознавая бренность бытия и того, что такое смерть.
Так что же это жуткое произведение дает читателю?
Разумеется, для любителей выше упомянутых произведений, это будет подобная им история, приправленная еще и "любовными" отношениями. Это бесспорно оригинальная работа, которая выбивается вне жанров.
Думаю, в первую очередь это именно жуткое развлечение. Потому что как такового основного урока эта манхва нам не дает. Но по прочтении мы задумываемся о многих вещах. О том, что делают общественные институты, о том, как воспитывают детей наши соседи, о том, как люди становятся преступниками.
Можем ли мы предотвратить преступность? Возможно ли скрыть то, что совершается за закрытыми дверями? Думаю, социум и люди не заинтересованы в проблемах других, не это ли является корнем всего? Страх, отчужденность и непонимание среди людей только увеличиваются. И даже учителя, школьные психологи и друзья совершенно не волнуются о том, что твориться в чужих жизнях.
Яркий тому пример - Керченский стрелок, который выставлял видео экспериментов с оружием в сеть, но никто не отследил его, все просто игнорировали. Не это ли пример замалчивания очевидных проблем в общественных институтах, которые способны спасать жизни и судьбы?
Биологический хищник? Жертва общества? А возможно, кому-то просто суждено стать преступником, изгоем, отбросом общества?
Пусть это произведение и ужасно, возможно, иногда стоит посмотреть ужасу в глаза и это сможет что-то изменить вокруг нас самих.