Это одна из моих любимых манг вообще. Говорят, что она похожа на "песню ветра и деревьев", но, по моему скромному мнению, у них только похожий сеттинг, тема однополой любви, и создавались они почти в одно и то же время, а на этом сходств больше нет.
В "песне" любовь раскрывается с физической стороны, там она очень страстная и телесная (яой всё же), тогда как "томас" - о платонической ее части. Здесь нет шокирующих сцен, однако "пресные" сцены тоже заставляют испытать бурю чувств и переживать за героев. Здесь чувствуются отголоски книг 19-20 веков, не только по стилю и сеттингу, но и по образу мышления персонажей, ведь сентиментализм в них зашкаливает. Если бы историю издали в текстовом варианте, я бы не подумала, что творение создано в Японии в 70-х.
Мораль "томаса" очень проста - все достойны любви, важно уметь ее принимать и ни в коем случае её не бояться. Но так ли это просто сделать? Череда нелепых и трагичных поступков, жестких обстоятельств, чья-то скользкая интрига - и ты больше не окунаешься с головой в то светлое чувство. Но как бы ты не старался, эти чувства будут жить в тебе, и настанет час, когда все, что ты так долго подавлял в себе, вырвется наружу не самым лучшим образом. Как ни странно, когда мы не живем с собой в ладу, мы становимся более безрассудными, чем если бы мы, как нам кажется, проявляли свои настоящие "недостатки". Это особенно актуально и важно в наше время, прислушиваться к себе, не поддаваться на моду на "цинизм", воспитывать в себе чувство прекрасного и умение любить.
Еще затронута тема родителей, или их отсутствия. У всех трех героев нет отцов (либо есть, но участие как таковое отсутствует), и на них это влияет по разному. Один ударился в эдипов комплекс к матери, другой берет пример с умершего отца-бизнесмена и взваливает на себя многое, а третий все же ищет опору и поддержку. И эти ребята, как могут сами, дают поддержку друг другу (в основном Оскар, конечно), питая друг к другу далеко не те чувства, которые можно назвать просто дружескими. Не только любовными, но будто даже родственными.
Несмотря на то, что некоторые события драматичны и порой доводят персонажей даже до психических расстройств и состояний, кажется, что они не случайны, будто "даны богом для испытаний". Да и друг у друга герои многому чему научились, пусть их взаимодействия и отдают болью и горечью, желчью иногда, но такие выяснения отношений пошли им больше на благо, все же таким образом мы познаем мир во всей ее несправедливости, главное извлечь правильные выводы. Персонажи получили свой жизненный опыт, пусть и негативный, но они продолжают жить дальше. В этой манге есть луч надежды и просветления, есть что-то жизнеутверждающее, в отличие от более поздних работ Хагио Мото, и это радует.
Рисовка божественная, особенно для 70-х, эмоции переданы правдоподобно, фреймы иногда пробивали на слезу.
И в заключении, я бы хотела сказать, что "томас" хоть и первопроходец в теме однополых отношений, оно и не ощущается. Здесь нет, как в "песне", конфликта между пуританством и "грешниками", посмевшими переспать не с тем человеком, нет протеста "против". В "томасе" есть место наказаниям за такой "грех" и осуждению, но отношения и чувства персонажей смотрятся настолько органично, как если бы мы читали про м+ж. С той лишь разницей, что в них нет соблюдения гендерных норм по типу "вот так чувствует женщина, а так обязательно чувствует мужчина, и это паприроде". Тем самым персонажи оказываются на равных позициях друг с другом. Здесь пол не играет никакой роли, только чувства, чувства, чувства, которые могут быть понятны всем (возможно). Эта манга не просто про сёнен-ай - она про судьбы подростков, их переживаний, про чистую любовь, какая она есть.
Работа получилась очень душевной и интеллигентной, и спасибо Rata Parisa за перевод.
10/10
Ответить
Читать обсуждение дальше...